|
МИРЫ КОНСТАНТИНА ЯНОВА
Имя Константина Янова прозвучало только в десятых годах нового тысячелетия, несмотря
на то, что художник жил и отображал окружающую реальность практически на
протяжении всего 20-го века. Родившись в 1905 году в интеллигентной семье, Константин
уже в детстве поражал близких выраженной интравертностью, умением абстрагироваться
от бытовых, чисто детских проблем, с головой уходил в мир рисунка, живописи, образного
переосмысления всего, что видел, чувствовал, переживал. Не удивительно, что по
возвращении из Польши, где служил его отец и жила вся семья, в родной Петербург
в 1914 году, уже в 1918 году Константин поступил в мастерскую Эберлинга (ВХУТЕМАС-ВХУТЭИН)
еще не закончив гимназии, экзамены за курс которой сдал экстерном.
«Я пошел в школу Поощрения художеств. Выбитые стекла, пустые
классы. Один педагог Шнейдер вскоре умер, другой Эберлинг сохранял бодрость
духа. У Эберлинга занимались несколько бывших смолянок и гимназисток, которых
он поощрял в манерном рисовании, остальные же рисовали „игру в бабки“, „кости
скелета“, гипсовые слепки. По мнению педагогов, мне особенно удался бюст
Александра Македонского. Настолько мрачно было на улицах, такой голод, холод и
отчаяние окружало повсюду, что только искусство могло придать смысл существованию»
(Из воспоминаний
К.П.Янова
)
В 1920 году Константин поступил уже в Академию Художеств.
Снова из его личных воспоминаний: «Рисуя человека, поднимающего шар, я ввел в
рисунок смелую спиральную конструкцию. Этот рисунок, а также другие свои
рисунки я и представил при поступлении в Свободные мастерские Академии
художеств на суд совета учащихся и профессоров. Меня приняли в Академию. В то
время в мастерских Академии царили все направления искусства. Мне были близки
способы преподавания Савинова, Беляева, Вахрамеева, т. к. всегда меня увлекала
в живописи прежде всего гармония, точный
и тонкий колорит».
Работы пятнадцатилетнего Янова высоко оценивал академик Рылов,
а также многие сокурсники, среди которых были такие, ставшие впоследствии
известными, как А.Каплан, В.Курдов, Г.Траугот, В.Гингер, Ю.Васнецов, Л.Каратеев,
Й.Лизак. Некоторые из однокурсников примкнули впоследствии к «Кругу» и другим
творческим содружествам. Константин же не причислял себя ни к «левым», ни к
«правым».
«Он не хотел приспосабливать свои способности ко времени,
поэтому, несмотря на то, что обладал всеми академическими навыками, не пожелал
влиться в советскую культуру. Это было для него неприемлемо. Он был далек
от всех, но обладал невероятным
внутренним миром, сумев в символической и даже мистической форме показать нам
все реалии и сокровенные пружины мира и времени в которое жил». (Заслуженный
художник России А.Траугот, из речи на открытии выставки работ К.П.Янова в
декабре 2011 г)
«Мистическим реализмом» назвала живопись Янова искусствовед
Галина Кекушева. И, действительно, в сказочной, символической форме отчетливо
читаются все события бурного 20 столетия, все вехи политических и камерных,
таких человечных и человеческих событий.
Янов считал себя живописцем, но условия жизни, работа «в стол“, в крошечном
помещении, без надлежащих материалов (не всегда была под рукой бумага, не
говоря уже о полноценных кистях и красках) привели к тому, что на протяжении
десятков лет использовалась бумага небольших форматов, непригодная по качеству
для классической акварели. Тем более не было холстов и масляных красок. Поэтому
мы видим, в основном, небольшие гуаши или работы, выполненные теми красками,
которые удавалось купить.
Несмотря на это: Живопись Янова великолепна не только по содержанию, но и по
волшебному колориту и другим живописным критериям» (А.Траугот).
Выйдя из стен Академии «в никуда», Константин Янов не мог и не стал
зарабатывать на жизнь чистым искусством. «Основное кредо Янова никогда не лгать
самому себе. Живя в фантастическое время, несмотря на чрезмерную занятость на
службе, он всегда находил силы на творчество. Его яркий, неординарный талант,
оригинальность, терпение давало силы и нам, его немногочисленным, но верным
друзьям» (художник А.Каплан (19021980)).
Многие десятилетия Константин Янов проработал на киностудии «Леннаучфильм»
поступив туда в должности художника в 1927 году. В том же 1927 году Константин
женился на прекрасной художнице, ученице Николая Фешина, Наталье Пономарёвой (18951942),
впоследствии погибшей в блокаду Ленинграда. Семья художников была близко
знакома с искусствоведом Николаем Пуниным (18881953). Пунин высоко ценил
работы супругов. К сожалению, не сохранилось об этом письменных свидетельств,
тем более, что уже в 20-е и 30-е годы прошлого века живопись Константина Янова
была под запретом. Запрещенной она и оставалась вплоть до смерти художника в
1996 году. Точнее, в 90-е годы в семье Янова не было возможности обустроить
масштабную выставку, а несколько ранее в 1986 году, готовая уже выставка была
запрещена какими-то чиновниками. Выставки все же были. Так, в 70-х годах
несколько выставок было организовано в помещении студии «Леннаучфильм» и в Доме
Кино (Янов являлся членом Союза Кинематографистов СССР). Выставки имели успех, но
общего доступа к ним не было.
Первая общедоступная выставка состоялась
в ЛОСХе в 201112 годах и вызвала большой интерес широкой публики и
специалистов. В 201213 годах прошло несколько выставок в Германии, Москве и
Санкт-Петербурге. В ноябре 2013 года состоялась выставка работ художника в
помещении музея Набокова в СПБ. И снова, даже с еще большим резонансом, чем
предыдущие выставки. Вот некоторые цитаты из статьи искусствоведа Филиппа
Кондратенко для журнала «Искусство Санкт-Петербурга за декабрь 2013 года: „Представленный цикл гуашей Янова являет собой неординарный изобразительный и
интеллектуальный срез коллективного бессознательного русского общества 20-го
века. Умение организовать композиционное пространство, цепкость конкретного
образного воображения Янов сохранил на всю жизнь. Его письмо всегда отличало противопоставление
зрелости живописно-пластического почерка тонконюансированной „мерцающей“ самоуглубленности психологизма. Важным
видится также дискурсивный разрыв со всей системой советской нормативной
эстетики“.
В феврале 2014 года впервые были выставлены в залах ЛОСХа (в прошлом именно то
здание, где юный Янов занимался в
мастерской Эберлинга) холсты, рисунки и акварели художника 19181930 годов. На
открытии выставки присутствовали и выступали художники, искусствоведы,
творческая интеллигенция. Из выступления на открытии выставки 18 февраля 2014
года искусствоведа Александра Боровского „Поразительный, конечно, Янов замес
этих акварелей Кандинский предсимволического периода, перехода к „Мосту“ и
другим беспредметным вещам. А каковы задумки его: какие-то волхвы, варяги совершенно
свой мир, который в итоге только его. И поразительно держится масштаб. По
идее это фресковое мышление, но художник, волею обстоятельств, вынужден писать
на листочках. Какой-то странный замес: где-то есть „Круг“, где-то савиновские
ученики здесь нет адреса, здесь есть только цитаты и большой уровень
живописной культуры. Благодаря символическим мотивам в выставке
Государственного Русского музея „Русский символизм“ было бы самое место этим
вещам…“
„В творчестве Константина Павловича нашли отражение все
события и проблемы России 20-го века. Но, несомненно, видны и основы
общеевропейского экзистенциализма, прежде всего в отношении Человека и Мира“ (Илья
Гуревич историк, искусствовед. Из книги отзывов 28 февраля 2014 года).
Елена Янова, дочь художника
Санкт-Петербург, 2014 г.
|