Одалиски. Трагифарс. Выставка Ивана Совлачкова

Совместный проект галереи «Сова-Арт» и арт-пространства «ДК Громов»

В основе проекта «Одалиски. Трагифарс» петербургского художника Ивана Совлачкова лежит приглашение к диалогу со зрителем, построенному в форме игры – эпатажной, шутливой, абсурдистской.

Кураторы проекта Сергей Ватрушин, Елена Ватрушина

Выставка проходит со 2 марта по 20 апреля 2018 г. по адресу: ул.Громова, д.4
тел. для справок +7 (921) 967–17–77

 

Галерея современного искусства «Сова-Арт» совместно с Галереей «Петербург» представляют выставку живописи и графики Ларисы Густериной. Для оформления экспозиционного пространства использованы объекты скульптора Антонины Фатхуллиной.



Выстака проходит с 25 апреля по 30 июня 2017 г. в Галерее искусств «Петербург» по адресу: СПб, Невский пр., 54

Вход свободный.

11:00 – 21:00, без выходных

 

Русская сказка Юрия Пенушкина

Совместный проект антикварной галереи «Петербург», галереи современного искусства «Сова-Арт» и галереи «Ленинград Центра»

В «Ленинград-центре» открылась выставка картин художника Юрия Пенушкина. 40 полотен, на которых так точно передан весь колорит и быт русской жизни: баня у реки, застолье или натюрморт со свёклой…

Выстака проходит с 19 января по 9 мая 2017 г. в «Ленинград Центре» по адресу: СПб, Потёмкинская ул., д.4

Вход свободный.

12:00 – 20:00, без выходных

 

«Ленинград – Комарово». Выставка акварелей Николая Ковалёва.

Галерея современного искусства «Сова-Арт» совместно с галереей искусств «Петербург» представляют выставку работ засл.худ. РФ Николая Ковалёва «Ленинград – Комарово». На выставке экспонируются 47 работ мастера 1950–60-х гг. В рамках открытия выставки состоялась презентация нового альбома художника «Те самые десятилетия. Графика»

Выстака проходит с 12 мая по 20 июня 2016 г. в Галерее искусств «Петербург» по адресу: СПб, Невский пр., 54
Вход свободный.

 

Георгий (Гага) Ковенчук. Выставка в Русском музее.

.
В Государственном Русском музее с 17 сентября по 12 октября проходит выставка знаменитого петербургского художника Гаги Ковенчука (1933–2015).

На выставке в Мраморном дворце Русского музея представлено около 100 работ художника – живопись, графика, скульптура и плакат из собрания семьи художника, собрания Русского музея и частных коллекций.

Из коллекции галереи «Сова-Арт» предоставлены для экспозиции три живописные и пять графических работ художника.

 

 

Выставка «Ленинградский андеграунд»

С 4 февраля по 12 апреля 2015 года в «Новом музее» по адресу г. Санкт-Петербург, 6-я Линия Васильевского острова, д.29 проходит выставка «Ленинградский андеграунд», приуроченная к 40-летию первых выставок неофициального искусства в ДК Газа (1974) и ДК Невский (1975). Выставка организована совместно Новым музеем и куратором проекта «Авангард на Неве» Исааком Кушниром. На ней представлены работы, созданные в 1970-е годы яркими представителями ленинградского андеграунда и участниками легендарных выставок в ДК Газа и ДК «Невский». Зрители увидят 200 работ 97 художников из 50-ти музейных и частных коллекций.

Галерея «Сова-Арт» из своей коллекции предоставила для экспозиции семь работ знаковых персонажей ленинградского неофициального искусства Игоря Иванова, Евгения Горюнова и Олега Григорьева, Одна из этих работ (Олег Григорьев «Мятые мусорные бачки» 1974 г.) экспонировалась на легендарной выставке неофициального искусства в ДК Газа (1974).

 

«Я – СТРАННИК ОДИНОКИЙ…» Геннадий Устюгов – Живопись, графика, поэзия. 12 мая – 29 июня 2014 г.

Персональной выставкой работ знаменитого художника и поэта Геннадия Устюгова галерея «Сова-Aрт» открывает ряд мероприятий, посвящённых 40-летию легендарной выставки неофициального искусства в ДК Газа (1974 г.)

 

Елена Фигурина. Живопись, скульптура. 12 мая – 29 июня 2014 г.

Галерея «Сова-Арт» представляет персональную выставку живописи и скульптуры одной из важнейших представительниц ленинградского андеграунда Елены Фигуриной (1955 г.р.), которая, безусловно, – один из петербургских «бессмертных» художников, чьи работы во всем мире являются визитной карточкой современного российского искусства.

 

«Душевное обострение». Проект для параллельной программы Европейской Биеннале современного искусства Manifesta 10.

Галерея «Сова-Арт» представляет проект «Душевное обострение», планируемый в рамках параллельной программы Европейской Биеннале современного искусства Manifesta 10, которая пройдёт в г.Санкт-Петербурге с 28 июня по 31 октября 2014 г. Будут показаны работы ленинградских художников-нонконформистов 50-х – начала 90-х гг. Реконструкция квартирного формата выставки, типичного для 50–90-х гг., призвана воссоздать ушедшую атмосферу.

 

ВЫСТАВКА АЛЕКСАНДРА БАТУРИНА

В нашей галерее завершилась выставка живописи и пастелей знаменитого художника Александра Борисовича Батурина (1914–2003гг.), прекрасного, строгого и тонкого мастера, носителя идей классического русского авангарда. На выставке также были представлены работы Владимира Стерлигова и Татьяны Глебовой.

 

Комаровская легенда

Галерея «Сова-Арт» совместно с Музеем-усадьбой И.Е. Репина «Пенаты» представляет выставку работ 1950–60х годов заслуженного художника РФ Николая Ковалёва. Выставка продлится с 30 ноября 2013 г. по 15 января 2014 г. в залах музея И.Е. Репина «Пенаты» по адресу СПб, пос.Репино, Приморское шоссе, дом 411

 

Ярмарка современного искусства FIAC 2011 в Париже

В Париже в Гран-Пале с 20 по 23 октября прошла ежегодная выставка-продажа FIAC 2011. Галерея «Сова-Арт» лично ознакомилась с экспозицией и с последними мировыми тенденциями. А специально для тех, кто очень хотел присутствовать на этом значимом событии в мире искусства, но, к сожалению, не смог, мы подготовили развёрнутый репортаж с отличным фотоматериалом. Так что переживать не стоит! С нами вы сможете совершить экскурсию по лучшим стендам яркого осеннего арт-мероприятия и стать очевидцами неоспоримого успеха FIAC’ a 2011.

 

Образы живописи Игоря Иванова в балетной постановке «Паруса»

В рамках III Всероссийского конкурса «Альтернатива» состоялась премьера хореографического спектакля «Паруса» театра танца «Интеллбалет» по мотивам живописи Игоря Иванова. На этом конкурсе спектакль «Паруса» стал лауреатом в номинации «Хореографическое искусство». Светоносная энергия парусов отражается в солнце как в зеркале. Спектакль поставлен хореографом Ларисой Ивановой на музыку композиторов П. Булеза и Я. Ксенакиса. Костюмы и декорации созданы по эскизам Игоря Иванова. Солисты – Майя Попова (лауреат в номинации «Искусство танца») и Владислав Макаров.
Фигурина Елена Николаевна (р. 1955, Вентспилс, Латвийская ССР). Отец – военнослужащий. С 1968 г. живет в Ленинграде. Окончила Ленинградский институт авиационного приборостроения (1979), параллельно – музыкальную школу для взрослых (1978). До 1988 г. работала инженером. Входила в группу «Летопись», в ТЭИИ.

Рисовать систематически начала в 1977 г., познакомившись с Б. Кошелоховым. Разделила его радикальный взгляд на искусство и ориентацию на экспрессионизм, в ее случае немецкий: это проявилось в жестком и последовательном отрицании всякого благообразия, всякой привлекательности в искусстве. Ранняя живопись в широкой манере – бурная, брутальная, динамичная, решительная. В ней была резкая сила с привкусом отчаянья, бравада, вызов. Писала преимущественно портреты и красных коров с человеческим выражением глаз. К середине 1980-х гг. работы по своей композиционному и цветовому решению приблизились к матиссовским «Танцу» и «Музыке» – фигуры помещены в пространство, обозначенное максимально общё: земля, небо, склон с покатым горизонтом. Большие зоны заливаются одним цветом, гораздо более слепящим, чем у Матисса. В изображении людей, в отношении к ним Фигурина перекликается с художниками, соединившими жестокость с сентиментальностью и прямо апеллирующими к сентиментальности зрителя, – с работавшими рядом Е. Тыкоцким, С. Россиным. Как Тыкоцкий, она привносит нарочитую инфантильность, как Россин – обращается к зрителю на повышенных тонах и черпает средства воздействия в выразительности уродства. Уродство приковывает ее, она видит в нем глубинную правду, главное свойство реальности. Вызывающая некрасивость персонажей, сентиментальность и максимальное воздействие цвета – за пределами выносимости – постоянные составляющие ее манеры. Эти качества вступают в видимые противоречия между собой. Одно из противоречий состоит в том, что степень убедительного безобразия, которое может задеть зрителя, требует определенной натуралистичности, объемности, а максимальное звучание цвета – условности, плоскостности. Объем требует хоть какой-то модуляции цвета, что гасит его активность. (Только в 2000-е гг. художница начинает делать лица плоскими, условными, этим гармонизируя изображение, но снижая эффект безобразия.) Необходимость привести лицо к крупному цветовому пятну заставляет увеличить головы по сравнению с телом и расстояние между глазами. Бесформенные, бескостные тела, скрыты бесформенными одеждами. Уродство достигается всеми средствами: всегда неровным, неплавным, геометрически неправильным контуром, резкой анатомической искаженностью, диспропорцией: так, руки не бывают одной длины. Война любому эстетизму: женщины неженственны, мужчины не мужественны, различия пола едва намечены, дети со взрослыми головами, все до предела неуклюжи. Натуральность лиц приводит к тому, что люди воспринимаются не формально деформированными, но реально: иногда они кажутся больными с органическими дефектами мозга. Обычно они лишены волос, так что если взять суммарно созданное художницей племя, то его можно принять за уцелевших после экологической катастрофы или атомного взрыва. Сама же художница полагает, что «хорошие люди страдают, а страдание не красит», так что в уродстве она видит достоинство. Ее персонажи демонстрируют себя, толпятся, шествуют, они позируют, даже если чем-то заняты. Занятия просты: сбор плодов, посадка деревьев, ловля и чистка рыбы, прогулка, обед, игры в песочек. Иногда жестоки: коллективно ломают деревья, удушают птиц. Чтобы резче продемонстрировать свою неловкость, пускаются в бег, в пляс или силятся взлететь, взлетают. На лицах читается их состояние: раздумье, настороженность, созерцание, отчаянье, участливость, иногда они вещь в себе. Они то отчуждены, то лепятся, пытаются опереться друг о друга. Их взаимодействие выражается в поддержке или в эксплуатации: один садится на шею другому. Они же персонажи Священной истории: Иаков и борющийся с ним ангел в работе 1992 г. – те же неуклюжие, обиженные природой дети в платьицах, с ватными конечностями, занятые чем-то нелепым. Ничего иного нет, библейская история лишь еще один повод продемонстрировать право художника на утверждение своей манеры. Так же как демонстративно произвольна цветовая оркестровка ее работ, скорее по принципу алогизма: тема трагична, сама некрасивость означает страдание, а цвет жизнерадостный, праздничный. Уже было подмечено: «…Контраст беззащитности <…> образов и активности, почти агрессивности цветового фона». «Почти» можно убрать. Лучезарность желтого и красного вступает в диссонанс с обрубком тела и мучительным смятением поз. Этим лучезарно-радостным сочетанием написано «Забивание свиньи», аккордами светло-желтого с лиловым, красного с лиловым – «Удушение птиц». Противоречия исчезают, если видеть главную цель в усилении удара, суммировании психологического и психофизиологического воздействия на зрителя. Для этого цвет дается максимально большими зонами, художница никогда не использует успокаивающих, приглушенных, закрытых, коричнево-охристых, серых, всегда преобладают максимально стимулирующие, способствующие возбуждению, воздействующие физиологически – сопоставления желтого, оранжевого и красного. Сверх того, присоединяется физиологическое воздействие цветового диссонанса: к данной в полную силу цветовой паре (обычно неполярной), несущей в себе определенную эмоцию, добавляется столь же интенсивный третий, иногда четвертый, пятый цвет. С другой стороны воздействие на моральные чувство: человечки трогательны, одеты в одинаковые платьица, как приютские дети, требуют сочувствия. К этому прибавляется имитация детского неумелого рисования, простота содержания. Отсутствует природное (атмосфера, светотень, время года, время суток), отсутствует конкретное обстояние, минимум деталей. Мир сконструирован детский, еще незагроможденный, не осознавший своего пребывания в определенном времени и месте, он беден и узок, его нижняя моральная планка – забивание свиньи, удушение птиц, верхняя – желание взлететь, удержать в руках белую птицу. Название многих картин – «Люди» – предлагает видеть в ее работах обобщенное высказывание о роде человеческом. Можно говорить в определенной мере о непоследовательном примитивизме, как о тенденции, имея в виду не только упрощение средств, но и упрощение общей концепции жизни.

В 1990-е гг. Фигурина занялась скульптурой – переводит в камень своих персонажей. В скульптуре проявились ее сильные стороны: пластика, психологическая выразительность, а отсутствие цвета придает им бóльшую целостность и гармонию.

Л. Гуревич. Художники ленинградского андеграунда: Биографический словарь. СПб, Искусство-СПБ, 2007.


Санкт-Петербург
3-я Линия В.О., д.14
+7 (812) 967–34–52